Уже в 2009 году в музее появился первый крупный экспонат - звукомонтажный стол для 35-миллиметровой кинопленки, а вслед за ним и первый стационарный студийный кинопроектор, и было принято решение об организации музея в отдельном помещении - сначала это была прозрачная выгородка в холле первого этажа первого корпуса школы. Когда экспозиция разрослась и появилась необходимость подключения экспонатов к электросети, музей переехал во второй корпус школы в отдельное помещение, оборудованное вытяжной системой, так как многие кинопроекторы имеют дуговой осветитель и требуют вытяжки продуктов сгорания киноуглей. Экспозиции музея сегодня - это более 200 крупных экспонатов, датированных с 1908 года, среди которых 22 стационарных кинопроектора.
Стационарные, передвижные, широкопленочные и узкопленочные, кинотеатральные и студийные кинопроекторы громоздкие и занимают много места, но это поистине уникальная коллекция, ведь в одном месте можно увидеть эволюцию кинотеатральной проекции на примере действующих экземпляров, разобраться с принципами их действия, увидеть развитие и совершенствование разработок в области физики и химии. Все узлы киноаппаратуры неразрывно связаны с развитием науки. Например, в курсе физики мы сталкиваемся с понятиями «плазма» и «электрическая дуга». Огромный вклад в развитие этих понятий внес наш ученый Павел Николаевич Яблочков еще в конце XIX века. В это же время шло распространение и развитие кинотеатров, которое диктовало призыв к увеличению площади экрана из-за увеличивающегося числа места в кинозалах! Но для этого был нужен более мощный источник света, чем керосиновая лампа или лампа накаливания. Для увеличения светового потока кинопроектора стали применять дуговую лампу, которая являлась усовершенствованным вариантом дуги Яблочкова. В нашем музее есть целый модельный ряд кинопроекторов с дуговым осветителем, на примере которых демонстрируется и объясняется понятие «электрическая дуга».
Другое немаловажное открытие в области физики и химии - фотоэффект - дало возможность Великому немому заговорить!
Наши экспонаты способны продемонстрировать работу фотоэффекта: от самых первых примитивных фотоэлементов до самых современных и высокочувствительных. Открытие фотоэффекта позволило создать солнечные батареи, светочувствительные матрицы современных цифровых видеокамер, кинокамер и фотоаппаратов.
А есть ли связь кинематографа с биологией? Конечно, есть! Способность воспринимать изображение цветным или черно-белым напрямую зависит от особенностей устройства зрительного аппарата человека. Быстро сменяющиеся картинки, получаемые с кинопроектора, воспринимаются нами как единое плавное изображение. Но всегда ли в кино изображение было плавным? На этот вопрос вы найдете ответ в нашем музее.
В музее проходят экскурсии для школьников не только нашей школы. Экскурсии и лекции по истории кинотехники посещают студенты профильных вузов и колледжей. Имеются два киноконцертных зала, оборудованных кинопроекционной аппаратурой для демонстрации с 16-, 35- и 70-миллиметровых кинопленок, а также возможность демонстрации стереокино как в кинозалах, так и в самом музее.
При музее имеется огромный киноархив, который насчитывает более 1500 фильмокопий художественных, анимационных и хроникальных картин на различных форматах кинопленки. Состоялся кинолекторий «Девять дней одного года», посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне, организованный Департаментом образования города Москвы. Открывала его лекция об истории хроникальных съемок на фронте с демонстрацией на кинопроекторе тех лет военной кинохроники, а в завершение демонстрировался кинофильм «Офицеры», также с кинопленки.
Школьный музей - это огромный потенциал для проектной деятельности, учащиеся создают различные проекты с применением экспонатов музея, ставят эксперименты и создают макеты.
В музее есть и совсем уникальные экспонаты - механические пианино и пианолы, которые помогали озвучивать кинофильмы в эпоху немого кинематографа. Это, пожалуй, единственные экспонаты в музее, которые не являются отечественными. В дореволюционной России не было своего массового производства таких инструментов. То, что было, не дошло до наших дней из-за революции, а затем из-за войны.
Пианола вошла в историю не только в направлении озвучивания кинематографа. Благодаря ее изобретению сохранились в закодированном виде оригинальные исполнения известнейших композиторов конца XIX и начала XX века. Среди них и наши - Рахманинов, Скрябин, Рубинштейн, Стравинский. Звукозапись развивалась медленно, и самым совершенным звукозаписывающим аппаратом того времени был фонограф Томаса Эдисона, который записывал в режиме реального времени звук механическим образом на восковых валиках. Спустя столько времени записи затерлись, и восстановить частотный диапазон и избавиться от механического шума не позволяют даже самые современные цифровые средства. А перфолента пианолы - это «компьютерная программа», которую легко декодировать и преобразовать в мелодию для фортепиано. Кстати, формат кодировки музыки на перфолентах породил музыкальный цифровой формат MIDI - вот и связь с информатикой!
Не останутся равнодушными и самые маленькие посетители. Есть положительный опыт по проведению экскурсий для начальных классов с отдельной программой по истории анимации и мультипликации, ведь в экспозиции музея есть настоящий мультстанок с Союзмультфильма, рабочие материалы из известных мультфильмов, которые невозможно увидеть ни в Интернете, ни по телевидению, и многое другое!
Ждем вас, дорогие друзья, в нашем школьном музее кинотехники!
Александр ЗЕНИН, руководитель музея кинотехники школы №544, член Союза кинематографистов РФ